Интервью с Александром Миловановым
Расскажи о том, как ты пришел в хастл? За какой период ты дошел до А класса?
Пришел случайно - увидел объявление о наборе на пикап-форуме.
С первого же занятия реально влюбился в этот танец – красиво, ярко и музыка именно та, от которой я всегда фанател. Уже спустя всего месяц я так или иначе ходил на танцы 4-5 раз в неделю.
Касательно получения А-класса – его тогда никто не присваивал, пары сами решали по какому классу выступать. Всю первую половину 2006 года мы с моей партнершей Соней выигрывали С-класс, в сумме выиграли 6-7 раз, наверное. Потом я встал в пару с Нелей Зиганшиной и за несколько месяцев мы успели пару раз выиграть В-класс.
На Чемпионате России 2006, в ноябре мы обошли много пар и стали четвертыми в абсолюте, пропустив вперед только таких грандов как Денегин, Усачев и Никифоров, которые танцевали дольше нас в несколько раз.
После этого выступали уже только по А-классу.
У каких преподавателей ты занимался, уже будучи танцором А класса на протяжении своей танцевальной карьеры?
После осени 2006 года я еще несколько месяцев продолжал ходить на группы к Никите Гриненко и Эле Ганеевой. Но в феврале 2007 мы с Нелей разошлись, и я ушел заниматься бальными, сначала у Юли Лесохиной, а потом у Александра Скарлато. После того как почти через год, осенью 2007 я снова вернулся в хастл и встал в пару с Белкой, мы продолжали эпизодически заниматься у Скарлато еще примерно год, потом тренировались уже сами.
Летом 2012 года на танцевальных семинарах мы познакомились с замечательным танцором и тренером Федором Полянским и начали работать с ним. Собственно, я до сих пор продолжаю у него заниматься - пока что для меня он как тренер намного более комфортен чем кто либо до этого.
Как ты сам стал преподавателем?
Собственно, вопрос о том буду ли я преподавать особо и не стоял – уже через год после того как я пришел в хастл - было понятно что буду. К осени 2006 года я, наверное, уже объективно был наиболее сильным партнером в клубе – и периодически заменял основных преподавателей на группах. А с января 2007 года Петр (директор клуба) арендовал новый зал и поставил туда нас с Нелей вести занятия.
Так оно и пошло.
Сейчас ты – самый успешный преподаватель клуба. Почему люди "валят" именно к тебе?
Для того чтобы приходили новые танцоры – надо из себя что-то представлять в хастл-тусовке. Либо танцевать красиво, так чтобы выделяться и люди хотели двигаться как ты. Либо быть хорошим тренером/методистом/судьей, который уметь видеть и исправлять у пар те вещи, с которыми не справились другие их преподаватели. Либо просто быть раскрученной и яркой личностью. Судя по всему, я совмещаю эти качества в достаточной степени, чтобы не испытывать недостатка в учениках.
Какими приемами пользуешься на группах, чтобы удержать учеников?
Честно?
Никакими.
Группы я веду интуитивно, каждый раз в моменте подстраивая занятие под ситуацию – пытаясь понять насколько люди справляются с тем что я даю и корректируя скорость выдачи материала.
У меня просто есть программа курса – и все.
Никаких особых интеграционных упражнений, хождений по кафе, посиделок с пивом и прочих вещей я не практикую. Разумеется, это не означает, что в группу не надо вкладываться – надо, конечно.
Во-первых, ты своим именем и репутацией отвечаешь за материал, который даешь, за каждое слово, произнесенное на группе - именно поэтому, наверное, я едва ли не единственный тренер в хастле, который никогда не запрещает снимать себя на занятии. Я не боюсь, что люди со стороны услышат, что я там говорю.
Во-вторых, пафосное ленивое сидение на стуле перед группой и повторение слов «плохо что-то, давайте-ка еще разик!» - это тоже не мой метод. Я искренне пытаюсь научить людей танцевать лучше – так, как могу. Показываю сам, объясняю жестами, рисую диаграммы на листочке бумаги, протанцовываю с разными партнерами и партнершами – стараюсь чтобы люди как минимум поняли что я хочу, как максимум – еще и сделали. И ученики это чувствуют и понимают что тренеру не похрен. Но вообще мне кажется, что такой подход к проведению занятий – это норма, ничего выдающегося в этом нет.
Что ты можешь посоветовать людям, которые хотят сами заниматься собственным развитием? Например, если пара хочет сама дойти из Е класса в С? Такое возможно?
Да, это возможно. Но это глупость и потеря времени и денег. Сейчас хастл уже достаточно технически сложен и без тренера обойтись практически нереально. Путь средней пары без тренера от Е до С займет 3-4 года, в то время как с тренером может теоретически уложиться даже в год. С учетом того, что люди приходят в хастл в среднем после 24-25 лет и каждый год на вес золота (с т.з. возможностей тела воспринимать и воспроизводить хореографию) – терять несколько лет на начальном этапе просто глупо. Проще заплатить немного денег – это восполняемый ресурс, в отличие от времени.
Насколько важна роль тренера в хастле? Какой процент успеха пары принадлежит тренеру и на сколько процентов успех пары зависит от ее работоспособности?
Важна. Невозможно это измерить в процентах, у всех по-разному. Для сильной пары с хорошими данными – менее важна, они при любом тренере свое возьмут. А иная слабая пара может выезжать вообще только на работе тренера, который грамотно все придумал в схеме, грамотно скомпоновал, выигрышно одел пару и 2 года заставлял их делать одно и то же, и в итоге они даже где-то что-то выиграли. В среднем можно считать что где-то 50/50.
Есть ли какая-то формула успешной схемы для Е класса и Д класса? А для С класса?
Тут много правил, так и не озвучишь все. Можно расписать, но будет 2 листа А4, а ничего конкретного ты все равно без тренера с этой информацией не сделаешь. Например, я могу написать что схема должна быть станцована предельно музыкально по счетам, как с т.з. попадания в удары, так и с т.з. раскладки фигур по двойкам или четверкам, так и с т.з. интенсивности действий перед акцентом. Может быть, танцор Д-класса даже поймет о чем я, но сделать он с этой информацией все равно ничего не сможет. Доверьтесь своему тренеру, раз уж вы у него занимаетесь.
Как бы ты рекомендовал строить сампо паре Е или Д класса? Чем отличается сампо для пары С класса? Что можешь сказать о самоподготовке для пар В и А класса?
Разницы между классами никакой нет. К исходному результату все равно идут с одной из двух сторон – либо одновременно с двух. Первый путь – сначала отрабатывать действия медленно, пытаясь понять внутреннюю механику, затем наращивать скорость и пытаясь сохранить при этом наполнение. Второй путь – от скорости, станцевать «лишь бы как, но в ритм», а потом пытаться в этот ритм запихать еще и внутренние действия. Либо, как я и сказал, чередуя/совмещая оба пути.
Ты не раз говорил о том, что при достижении В класса многим танцорам начинает не хватать личной техники. Что под этим подразумевается? Какие танцы развивают эту самую «личную технику»? И какие танцы совершенно бесполезны для ее развития?
Да, говорил. Планка перехода от результативного С до результативного В огромна, и чтобы соревноваться в В успешно – нужно уже иметь достаточно серьезные технические характеристики как у танцора. Скорость/музыкальность, «прямота», изоляция/пластичность, гибкость, мощность/амплитудность, выразительность/харизматичность. Эти вещи можно взять из многих источников:
- пытаться воспроизводить в рамках самого хастла/Дф, если понимаешь что именно, где и как нужно сделать
- ходить на занятия по классической хореографии
- ходить на джаз
- походить пару лет серьезно на бальную латину
- для девочек порой неплохо работает стрип-пластика
Совершенно бесполезны и даже вредны с т.з. техники – ВКС, соушл-латина, аргентинское танго, танцы живота и прочее.
Что можешь сказать о прогрессе регионов на нынешнем этапе? Можно ли сказать, что регионы постепенно перегоняют Москву и Питер?
Был момент когда регионы _начали_ было сокращать разрыв. Но Москва как была безоговорочно в авангарде, так и остается. А вот Питер – да, сдает позиции, наверное сейчас там примерно как в Красноярске. Касательно самого прогресса в регионах – он идет, но не совсем по тому пути, который в Москве. Московские пары танцуют технически намного корректнее и правильнее, это следствие неимоверно-развитого института индивидуальных занятий в Москве. В регионах ситуация с индивами намного хуже, поэтому пары варятся сами с собой – и это оказывает влияние на их результат. В среднем, региональная пара будет немного энергичнее, более задорная что ли, и танцует больше нестандартных вещей. Московская же – будучи чуть более академичной и спокойной, показывает совершенно иной уровень техники – баланса, коннекшна, хореографии, скорости, точности. Разумеется, второе почти всегда побеждает.
Перейдем к прогнозам. Как ты думаешь, какой процент на ЧР этого года в полуфинале и финале Абсолюта будет принадлежать регионам?
Сложно сказать, это пальцем в небо. Может быть и достаточно большой – многие московские топы уходят из танцевания в своих парах, потому что это достаточно ресурсозатратно, в отличие от выступлений по ДнД, где можно «светиться» не хуже, а готовиться не надо почти вообще. А вот в регионах, как мне кажется, народ пока еще готовится и тренируется – что там еще делать-то? Вне Москвы есть сильные и конкурентные пары, которые мы видели в последние годы – Потаповы, Самарцев и Чертыгашева, Апрелев, Свителев… Но их все равно ощутимо меньше пока чем московских, поэтому если нужны какие-то цифры – я бы ограничился четвертью или пятой частью пар на уровне полуфинала/финала ЧР.
Каким ты видишь будущее хастла и дискофокса? Скажем, через три года и пять лет?
Думаю, ничего особо не изменится, как не изменилось принципиально и за последние пять лет, с 2009. На турнирах по-прежнему рулят прямые и быстрые псевдо-бальники, которые хоть иногда и одевают «йо»-шмотки для маскировки, но тем не менее танцуют на прямых коленях и работают стопой. Так будет и через 5 лет. ДнД продвинулся серьезно за эти годы, особенно в последние года два – но мне кажется дальше уже сильно некуда, чисто технически. Многое из того, что в ВКС нарабатывалось годами или даже десятилетиями – мы успели «украсть» всего за полтора-два года. Аналогично и в абсолюте – средне-топовый уровень, на который может выйти человек в хастле, посвящая тренировкам разумное время – был достигнут еще в 2011 и с тех пор, на мой взгляд, особо не изменился. Конечно, есть явления типа Катунина – но это особый разговор, конечно, массово такие люди вряд ли заполонят хастл. Возможно, сильнее будет развиваться институт «ивентов» - такие мероприятия как НордКап или ХотВинтер привлекают много людей, сплачивают тусовку, это действительно классно и 5 лет назад ничего подобного не было. Надеюсь на развитие этой темы.
С точки зрения привлечения аудитории – мы все еще топчемся на месте, волшебная таблетка так и не найдена. Я имею ввиду вот что – вокруг нас по улице каждый день ходят тысячи людей, которые наверняка бы заинтересовались хастлом, но мы так и не научились привлекать их на занятия. Если мы в хастле когда-нибудь найдем то волшебное средство, которое позволит массово привлекать хотя бы на одно бесплатное занятие людей с улицы – будет неимоверный количественный скачок. Но пока, увы, воз и ныне там.
А сам ты еще планируешь выступать или останешься только тренером?
Ну, я в любом случае не переставал выступать в ДнД, хотя и не слишком часто. В своей паре – да, после полутора лет перерыва и раздумий, я решил что надо попробовать еще разок, а то потом уже возраст будет совсем не тот. Надеюсь, в следующем сезоне показать что-нибудь интересное на паркете :).
Ну и напоследок, если помечтать и представить, что все возможно, каким бы ты хотел видеть в далеком будущем этот танец?
Единственное, чего как воздух не хватает хастлу – это того волшебного маркетингового хода, о котором я писал ваше. Если бы мы смогли массово достучаться до младше-менеджерской аудитории 22-25 лет, которые вместо танцев уныло ходят по кафе, кино и финтесс-клубам – то все бы просто заколосилось. Этих людей в каждом городе – и особенно в Москве – море. Сотни тысяч человек. Нам бы 10% этой аудитории хотя бы на одно занятие – и через год в хастле будет 4 дискотеки масштаба Дубровки по субботам, на ЧР три сотни пар в абсолюте, танцевальные ивенты будем проводить каждый месяц в 5* отелях, а на индивы у всех запись будет полная на полгода вперед. :)
Другие интервью с преподавателями будут опубликованы позже. следите за нашими новостями в группе Вконтакте (http://vk.com/dwizhenie) и на Facebook (https://www.facebook.com/dvizenie).